Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование"

Каталог организаций

Методика проведения дыхательных упражнений

Главная функция речи – коммуникативная (функция общения между людьми). Она невозможна без основной ее формы – устной речи, которой присущи средства выразительного оформления – интонация, логические ударения, темп, ритм.

Обучение дыхательным упражнениям следует начинать в покое. Статические упражнения усваиваются лучше, если в начале их проводить лежа, затем стоя и сидя. Желательно включить упражнения, улучшающие релаксации мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и  длительным выдохом. Для каждого человека свойственен индивидуальный тип дыхания считается, что в среднем: 1 – вдох, 1-2 – задержка воздуха. 1-2-3 – выше. Дошкольник не может  управлять работой дыхательных мышц. Научить  малыша вбирать большое количество воздуха и длительно выдыхать его – дна из задач логопедических занятий. Некоторые авторы не настаивают на диафрагмательном дыхании, так как при речи человек в основном пользуется комбинированным носоротовым дыхании.

Результатом работы по развитию речевого дыхания должно стать естественное дыхание при говорении – вдох ртом (короткий и бесшумный без подъема плеч), выдох длинный плавный. Что бы не вызвать отрицательных реакций в процессе выполнения упражнений необходимы паузы.

Проводя ежедневно дыхательные упражнения необходимо помнить, что у трехлетнего ребенка выдох короткий и слабый, длящийся 1 или 1,5 с, в четыре года – 3-5 с (ребенок может произнести 2-3 согласных звука). С пяти лет выдох удлиняется до 7 с (3-4 гласных звука), с 6 лет выдох длиться 4-8с, что дает возможность произносить любые звукосочетания и фразы.

У детей с нарушением ОДА часто встречаются нарушения голоса – новое звучание, крикливость. Для устранения дефектов, для естественного звучания голоса необходимы дыхательные упражнения, которые хорошо начинать с гласных звуков у-о-и-ы, затем согласные ф-м-в-ж-з,  затем слоги, однослоговые слова и заканчивать все использованием стихов.

           Требования к выполнению дыхательных упражнений

  • Во время упражнения не должно быть никакого напряжения;
  • Фиксировать внимание на вдохе только на первом этапе;
  • Добиваться произвольного вдоха и выдоха;
  • После выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3с.
  • Каждое упражнение выполнять 1-2 мин;
  • Продолжительность упражнения 1-2мин
  • Дыхательные упражнения проводить ежедневно.

           

Роль игр-диалогов в работе с детьми ортопедической группы

Полноценное общение невозможно без восприятия речи партнера. Красота, содержательность, эмоциональность, правильность ведения диалога зависит от лексических единиц, грамматических конструкций, четкости звукопроизношения, степени сформированности просодики.

При систематическом использовании диалогов на логопедических занятиях, ребенок усваивает умение задавать вопрос, усваивает интонационные особенности, развивает мимику, жесты, чувство ритма и тембр речи.

Первоначально диалоги включается в индивидуальные занятия с целью усвоения логических ударений. Прозаические диалоги учат ребенка голосом выделять нужное слово. Например, ребенку предлагают положить в корзину яблоко. После чего ему задают вопросы, в ответах на которые выделяется нужное слово. При этом ребенку напоминают, сто он должен отвечать не одним словом, а предложением.

Логопед: «Кто положил в корзину яблоко?»

Ребенок: «Я положил в корзину яблоко»

Логопед: «Что ты сделал с яблоком»

Ребенок «Я положил в корзину яблоко.»

Логопед: «Что ты положил в корзину?»

Ребенок: «Я положил в корзину яблоко».

Логопед: «Куда ты положил яблоко?»

Ребенок: «Я положил яблоко в корзину». 

Важно научить ребенка вести диалог выразительно, интонационно окрашивая свою речь. Тематика и цели диалогов могут быть различны: автоматизация звуков, усвоение лексического материала, грамматических конструкций, развитие фоматического слуха, мыслительной деятельности.

Переход к диалогам-инсценировкам нравятся детям. Чувствовать себя артистом хочет каждый ребенок. Диалоги-инсценировки согласуют речь с движение (можно идти быстро или медленно), мимику и выразительность речи.

Например, диалог «Козел».

Цель: автоматизация звука «з» в самостоятельной речи, развитие умения задавать вопросы, отвечать на них, слушать собеседника. Развитие интонационных особенностей.

По дороге шел козел.

За чужой зашёл забор.

За козлом брела коза

Вытаращила глаза.

 Коза: «Ты зачем, зашел, козел?

За чужой зашел забор?

Козел: «Здесь зеленая зубровка,

 

 Земляника здесь, морковка

 (показывает)  

 

Здесь салат зеленый вкусный

Здесь арбузы, резеда…

Заходи коза сюда!

Коза: «Нет, козел, не буду вором,

 Я останусь за забором».