Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование"

Каталог организаций

Адаптация ребёнка к детскому саду

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к  каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10 - 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

гр.

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения с детьми

речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Вы хотите поддержать развитие вашего ребенка?

Вы хотите поддержать развитие вашего ребенка? Вы смотрите на то, как ваш ребенок каждый день проходит этапы его детства? Как начинает смеяться, ходить, изучать новые слова, и вскоре буквы и цифры? Вы можете активно поддерживать ребенка в этом интересном и уникальном пути развития и новых открытий, идущим к нему через то, что так важно в жизни детей - через.


Игра вводит вашего ребенка в мир новых понятий, развивает воображение и учит основных принципов, на основе которых будет детство малыша. По этой причине, важно убедиться, что у вас есть время и спокойная обстановка, чтобы играть. Игра является очень важным элементом, чтобы обеднить родителей с ребенком, через что устанавливается тесные отношения, уважение и доверие к друг другу

Для детей постарше, также игра очень важна, это стимул для развития. Дети в этом возрасте очень внимательно следят за своими родителями. Часто учебные игры являются основой для их личности. Каждый момент удовольствия вашего ребенка отличный способ провести время вместе, что окупится в будущем. Важным аспектом этого возраста у детей является то, что общения с родителями уже недостаточно и ребенок охотно вступает в контакт с другими детьми в компании, где они чувствуют себя хорошо. Если, однако, есть родной брат это лучший человек для игры.


Игра—это сфера, которая может в приятный способ воспитывать. Очень важно в этом является форма и инструмент. Важно, что они представляют собой активность, привлекательность для детей. Чтобы те действительно хотели играть. К счастью, на сегодня на рынке, вы можете найти широкий спектр красивых, функциональных продуктов для детей, разработанных профессионалами, для того чтобы играть, учиться и развиваться. Узнайте: психология ребенка.

Предлагаемый производителями спектр игрушек, предназначенный для детей разных возрастных групп. Есть красиво сделанные кубики на основе древесины, которые будут долго служить, и помогать изучать алфавит ребенку. Специальные мозаики для детей – это шарики и блоки, которые малыш может перемещать, вставляя в соответствующие отверстия. Они развивает навыки, помогают координировать руку – глаз и силы, развивают логику. 

Мультисенсорный куб не только учит, но и может развлечь, выдавая очень много звуков, которые вызывают улыбку ребенка. Образовательные Настольные игры – они могут быть большим удовольствием для всей семьи.

Одна из таких игр «Румми». Она рассчитана на четырех человек максимум. Как раз для всей семьи. Хорошо развивает внимательность и логику, а так же учит просчитывать все наперед. Подходит для детей более старшего возраста. Приобрести можно ее в Интернет – магазине , или в специализированных магазинах Вашего города.

Никто еще не отменял классику. Учите ваших детей играть в шашки и шахматы. Это реально пригодиться им в будущем и поможет быть на шаг вперед от сверстников.

Вечная детская мудрость

igri222

1.Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю.

Я просто испытываю Вас .

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать Вас в качестве прислуги. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить Вас . А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

8. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

10. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

11. Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в Вас .

12. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

13. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

14. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

15. Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами .

16. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я Вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы Вы пожалели о том, что сделали мне.

17. Если Вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для Вас , я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с Вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

18. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если Вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

19. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и Вы , учусь на собственном опыте.

20. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

21. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с Вами становится намного слабее. Будет нормально, если Вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

22. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

23. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

24. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между Вами подтверждают мои самые страшные опасения.

25. Если я вижу, что Вы любите больше брата или сестру я Вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому Вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

26. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если Вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами , то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли Вам от этого спокойно?

27. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

28. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их Вам и буду искать информацию где-то на стороне.

29. Я чувствую, когда Вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с Вами . Когда Вы доверяете мне — я буду доверять Вам .

30. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

31. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

32. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к Вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

33. Относитесь ко мне также как Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

34. Мне важно знать от Вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли Вы сами что правильно, а что нет.

Приводя ребенка в детский сад

1. Приводя ребёнка в детский сад, при первом контакте с Воспитателем, постарайтесь наладить доброжелательное отношение (первая ваша встреча с педагогом должна произойти до прихода ребёнка в детский сад).

2. Расскажите педагогу обо всех сторонах личности и здоровья вашего ребёнка, ничего, не утаивая, что поможет быстро найти индивидуальный подход к малышу (вредные привычки, особенности общения, отклонения в физическом развитии, индивидуальные особенности организма и т.д)

3. Тщательно познакомьтесь с правилами и особенностями режима детского сада и вашей группы (время прихода в детский сад и ухода домой, время индивидуальных занятий, праздников, развлечений и т.д)

4. Всегда положительно настраивайте ребёнка на посещение детского сада, не акцентируя внимания на отрицательных моментах и фразах( «Не плачь, я скоро тебя заберу», «если будут обижать - дерись»)

5. Всегда положительно оценивайте достижения малыша в детском саду, поддерживайте любые позитивные начинания ребёнка, как в детском саду, так и дома ( «Я тобой горжусь», «Ты меня порадовал», «Ты мой помощник»).

6. Прежде чем начинать конфликт с педагогом по негативной информации, полученной от ребёнка (драка детей, ссора), узнайте все подробности у педагога и постарайтесь решить конфликт мирным путём.

7. При встрече и прощании ребёнка в начале и конце дня несите ребёнку только позитивную информацию, радость и благоприятное отношение.

8. Обязательно при посещении детского сада в конце дня поинтересуйтесь у ребёнка и воспитателя, как он провёл день, что нового узнал, чем интересным был занят, а также, на что нужно обратить внимание дома (поведение, выучить стихотворение, выполнить с родителями творческую работу).

9.Обязательно обговорите с воспитателем вопрос необходимости сменной одежды для ребёнка в детском саду и комплекта одежды для игр на свежем воздухе (песочница, спортивная одежда).

10. По возможности, активно участвуйте в жизни детского сада и вашего ребёнка в коллективе сверстников. Это очень положительный момент в самореализации личности ребёнка в коллективе и укреплении дружеских отношений в семье.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам, дорогие родители, в воспитании и развитии прекрасных, здоровых и любознательных малышей.